Отдых в Ялте Крым Главная страница
Литография Ялта 1846 г. Ф.Гросс

Ялтинская гавань
(1846 г.)
Литография Ялта 1846 г. Ф.Гросс

    Ялта

    Алупка
    Гурзуф
    Ливадия
    Мисхор
    Симеиз

История Крыма
Алупка. История.
Гурзуф. История.
Ливадия. История.
Мисхор. История.
Симеиз. История.

Фото Ялта XIX век

Ялта XIX век. Фото Ялта XIX век

Фото набережная Ялты начало XIX века

Набережная Ялты
начало XIX века.
Фото набережная Ялты начало XIX века

Достопримечательности Ялты Гид путешественника Крым Ялта



Фото улицы Бульварная (Ф. Рузвельта) 1912г в Ялте Достопримечательности Ялты 
Архитектурно-исторический очерк История улиц Ялта Крым

Ялта Крым.
Улица Бульварная (Ф. Рузвельта). 1912г.

        Первый проспект Ялты
            Архитектурно-исторический очерк

        Одной из первых улиц Старого города Ялта называют улицу Ф. Рузвельта (Бульварная). Во второй половине XIX века Бульварную образно именовали ялтинским Невским проспектом. Протяженность ее около 200 м. Она как бы является продолжением Почтовой улицы (ул. Свердлова). Улица Бульварная около четырех десятков лет занимала главное положение в тогдашней маленькой Ялте. Своим появлением она обязана морскому порту, которому в свою очередь город Ялта обязан своим рождением. Ранее она называлась Набережная, Прибрежная (1855), Бульварная (1874).
        В архитектурном построении улица отличалась рядом фешенебельных гостиниц, добротных домов в модном тогда стиле "модерн". Первым двухэтажным зданием улицы являлась таможня (угол ул. Свердлова), построенная архитектором К. Эшлиманом 1830-е годы. Чтобы возвести таможню на месте турецкой мечети, разрушенной во время войны в первой половины XIX века, генерал-губернатор М. С. Воронцов объявил конкурс-торг. Его выиграл купец второй гильдии Ф. Ф. Медведев. Здание таможни из-за ветхости в начале 1980-х годов разобрали.
        На улице Ф. Рузвельта стоят самые первые дома города, принадлежавшие членам императорской семьи, князьям Воронцовым, Трубецким, Воропаевым, Волковым, дворянам Гриппиоти и Плати, купцу Собес. Отель "Бристоль" (ранее гостиница "Таврида", затем мужская гимназия, в 1892 году новое название гостиницы - "Бристоль") до 23 апреля 1875 года принадлежал членам семьи императора и использовался как дом гостей семьи императора, приезжавших на отдых в Ялту.
        В 1874 году Ялтинский порт заявил о себе сигнальным светом маяка, канделябры которого установили на оконечности мыса Кильсе-Бурун.
        В конце XIX столетия перспективу ул. Бульварной удачно завершала часовня Святого Николая, построенная в русском стиле по проекту Н. П. Краснова на средства госпожи Ю. И. Базановой. Ее сооружение посвящалось бракосочетанию императора Николая II.
        На этом месте в 1837 году Николай дал согласие на присвоение деревушке Ялта статуса местечка. В годы лихолетий (1932г.) часовню уничтожили. Сегодня, спустя столетие после ее освящения, часовню восстановили.
        В 1930-е годы на месте старых строений бывшего Российского Пароходства на берегу моря по проекту архитектора 3. В. Перемиловского строится здание морского вокзала. В 50-е годы, в период восстановления города-курорта, разрушенное войной здание вокзала восстанавливается по проекту архитектора П. И. Бронникова. В 70-е годы с южной его стороны добавилась пристройка, в которой разместились различные службы морского порта. Авторы пристройки: архитекторы М. Н. Андреев, А. Н. Золотов, инженеры М. В. Гусев, Л. Н. Вьюгин. Декоративная композиция перед главным фасадом выполнена скульптором И. П. Шмагуном.
        В конце улицы, перед мостом через речку Дерекой - клуб моряков. До революции на этом месте находились городская Дума и квартирная контора. Реконструкция здания под клуб моряков проведена в 1950-е годы по проекту архитектора А. С. Хотелова. Кроме вестибюля и зрительного зала с балконом, в здании был зал интернациональной дружбы. Когда-то рядом со зданием вдоль речки располагался Азиатский рынок. В царские времена мост через Дерекой назывался Полицейским. Доктор-климатолог В.Н. Дмитриев, поселившийся в Ялте в 1860-е годы, писал: "Перешли Вы Полицейский мост от гостиницы, составляющей, так сказать, центр Ялты, миновали полицейский дом, вмещавший в себя все присутственные места... и Вы уже за городом. На всем протяжении бухты, вплоть до речки Учан-Су, на которой жиденький деревянный мостик почти ежегодно сносился речкой, - голый берег с остатками разрушенной деревянной набережной. Кое-где из-за зелени выглядывали дачки. Их счетом было пять-шесть".
        Таким было прибрежное место, на котором начинала создаваться главная улица будущего российского курорта - Александровская набережная.

       В статье использованы материалы книги архитектора В. Сергеева "СИЛУЭТЫ ЯЛТИНСКОГО РОБЕРЕЖЬЯ".


Design studio Arta

Интернет реклама сайта Контекстная реклама на сайте Раскрутка сайтов Настольные игры купить