История Ялтинского морского торгового порта и его вокзала неразрывно связана с историей города Ялта.
Как и все приморские города Средиземноморья, начиная с древних времен возникновения морских торговых связей, Ялта развивалась по принципу: удобная гавань, пристань, поселок вокруг нее, порт, город.
После присоединения Крыма к Российской империи встал вопрос об экономической связи южнобережья Крыма с Россией. Главным препятствием было бездорожье и отсутствие портов-убежищ от Феодосии до Балаклавы.
По инициативе генерал-губернатора графа М.С. Воронцова в Ялте начинается строительство каменного мола (1833 г.). Строительство порта заканчивается в 1837 г. Начинается бурный рост поселка вокруг порта.
Указом императора Николая I от 23 марта (4 апреля) 1838 г. Ялте присваивается статус уездного города. Ялта постепенно становится модным аристократическим курортом. В порту кипит бурная деятельность, приходят десятки парусных и паровых судов, яхт.
Дважды еще штормы разрушали молы порта, пока в 1887 г. не приступили к строительству капитального каменного мола и набережной под общим руководством инженер-генерал-майора в отставке, гидростроителя, замечательного краеведа, жителя Ялты Александра Львовича Бертье-Делагарда. Строительство продолжалось до 1890 г., порт и город приобретают знакомый нам вид.
В 1930-е годы на месте старых строений бывшего
Российского Пароходства на берегу моря по проекту архитектора 3. В. Перемиловского строится здание морского вокзала.
В 50-е годы, в период восстановления города-курорта, разрушенное войной
здание вокзала восстанавливается по проекту архитектора П. И. Бронникова.
В 70-е годы с южной его стороны добавилась пристройка, в которой размести вились различные службы морского порта. Авторы пристройки: архитекторы М. Н. Андреев, А. Н. Золотов, инженеры М. В. Гусев, Л. Н. Вьюгин. Декоративная композиция перед главным фасадом выполнена скульптором И. П. Шмагуном.
В статье использованы материалы книги архитектора В. Сергеева
"СИЛУЭТЫ ЯЛТИНСКОГО РОБЕРЕЖЬЯ".